Битовые операции

Теги: Си битовые операции, побитовые операции, побитовое сложение, побитовое умножение, битовый сдвиг влево, битовый сдвиг вправо



Введение

Язык Си иногда называют макроассемблером за его тягу к железу. Если не использовать оптимизацию, можно даже примерно оценить, в какие конструкции на ассемблере преобразуется код программы. Простота и минимализм языка (простоту языка не путать с простотой программирования на языке) привели к тому, что на многих платформах си остаётся единственным высокоуровневым языком программирования. Без обзора побитовых операций, конечно, изучения языка было бы неполным.

Побитовые операции, как понятно из названия, позволяют оперировать непосредственно с битами. Большое количество примеров использования побитовых операций можно найти, например, в книге Генри Уоррена «Алгоритмические трюки для программистов». Здесь мы рассмотрим только сами операции и примитивные алгоритмы.

Побитовые И, ИЛИ, НЕ, исключающее ИЛИ

ЗАМЕЧАНИЕ: здесь и далее в примерах используются 8-битные числа для упрощения записи. Всё это верно и для любых других чисел.

Напомню для начала, что логические операции И, ИЛИ, исключающее ИЛИ и НЕ могут быть описаны с помощью таблиц истинности


Логический оператор И
X Y X AND Y
0 0 0
0 1 0
1 0 0
1 1 1

Логический оператор ИЛИ
X Y X OR Y
0 0 0
0 1 1
1 0 1
1 1 1
Логический оператор исключающее ИЛИ
X Y X XOR Y
0 0 0
0 1 1
1 0 1
1 1 0
Логический оператор НЕ
X NOT X
0 1
1 0

В побитовых (bit-wise) операциях значение бита, равное 1, рассматривается как логическая истина, а 0 как ложь. Побитовое И (оператор &) берёт два числа и логически умножает соответствующие биты. Например, если логически умножить 3 на 8, то получим 0

char a = 3;
char b = 8;
char c = a & b;
printf("%d", c);

Так как в двоичном виде 3 в виде однобайтного целого представляет собой

00000011

а 8

00001000

Первый бит переменной c равен логическому произведению первого бита числа a и первого бита числа b. И так для каждого бита.

00000011
00001000
↓↓↓↓↓↓↓↓
00000000

Соответственно, побитовое произведение чисел 31 и 17 даст 17, так как 31 это 00011111 , а 17 это 00010001

00011111
00010001
↓↓↓↓↓↓↓↓
00010001

Побитовое произведение чисел 35 и 15 равно 3.

00100011
00001111
↓↓↓↓↓↓↓↓
00000011

Аналогично работает операция побитового ИЛИ (оператор |), за исключением того, что она логически суммирует соответствующие биты чисел без переноса.

Например,

char a = 15;
char b = 11;
char c = a | b;
printf("%d", c);

выведет 15, так как 15 это 00001111, а 11 это 00001011

00001111
00001011
↓↓↓↓↓↓↓↓
00001111

Побитовое ИЛИ для чисел 33 и 11 вернёт 43, так как 33 это 00100001, а 11 это 00001011

00100001
00001011
↓↓↓↓↓↓↓↓
00101011

Побитовое отрицание (оператор ~) работает не для отдельного бита, а для всего числа целиком. Оператор инверсии меняет ложь на истину, а истину на ложь, для каждого бита. Например,

char a = 65;
char b = ~a;
printf("%d", b);

Выведет -66, так как 65 это 01000001, а инверсия даст 10111110

что равно -66. Кстати, вот алгоритм для того, чтобы сделать число отрицательным: для нахождение дополнительного кода числа его надо инвертировать и прибавить к нему единицу.

char a = 107;
char b = ~a + 1;
printf("a = %d, -a = %d", a, b);

Исключающее ИЛИ (оператор ^) применяет побитово операцию XOR. Например, для чисел

char a = 12;
char b = 85;
char c = a ^ b;
printf("%d", c);

будет выведено 89, так как a равно 00001100, а b равно 01010101. В итоге получим 01011001

Иногда логические операторы && и || путают с операторами & и |. Такие ошибки могут существовать в коде достаточно долго, потому что такой код в ряде случаев будет работать. Например, для чисел 1 и 0. Но так как в си истиной является любое ненулевое значение, то побитовое умножение чисел 3 и 4 вернёт 0, хотя логическое умножение должно вернуть истину.

int a = 3;
int b = 4;
printf("a & b = %d\n", a & b);	//выведет 0
printf("a && b = %d\n", a && b);//выведет не 0 (конкретнее, 1)

Операции побитового сдвига

Операций сдвига две – битовый сдвиг влево (оператор <<) и битовый сдвиг вправо (оператор >>). Битовый сдвиг вправо сдвигает биты числа вправо, дописывая слева нули. Битовый сдвиг влево делает противоположное: сдвигает биты влево, дописывая справа нули. Вышедшие за пределы числа биты отбрасываются.

Например, сдвиг числа 5 влево на 2 позиции

00000101 << 2 == 00010100

Сдвиг числа 19 вправо на 3 позиции

00010011 >> 3 == 00000010

Независимо от архитектуры (big-endian, или little-endian, или middle-endian) числа в двоичном виде представляются слева направо, от более значащего бита к менее значащему. Побитовый сдвиг принимает два операнда – число, над которым необходимо произвести сдвиг, и число бит, на которое необходимо произвести сдвиг.

int a = 12;
printf("%d << 1 == %d\n", a, a << 1);
printf("%d << 2 == %d\n", a, a << 2);
printf("%d >> 1 == %d\n", a, a >> 1);
printf("%d >> 2 == %d\n", a, a >> 2);

Так как сдвиг вправо (>>) дописывает слева нули, то для целых чисел операция равносильна целочисленному делению пополам, а сдвиг влево умножению на 2. Произвести битовый сдвиг для числа с плавающей точкой без явного приведения типа нельзя. Это вызвано тем, что для си не определено представление числа с плавающей точкой. Однако можно переместить число типа float в int, затем сдвинуть и вернуть обратно

float b = 10.0f;
float c = (float) (*((unsigned int*)&b) >> 2);
printf("%.3f >> 2 = %.3f", b, c);

Но мы, конечно же, получим не 5.0f, а совершенно другое число.

Особенностью операторов сдвига является то, что они могут по-разному вести себя с числами со знаком и без знака, в зависимости от компилятора. Действительно, отрицательное число обычно содержит один бит знака. Когда мы будем производить сдвиг влево, он может пропасть, число станет положительным. Однако, компилятор может сделать так, что сдвиг останется знакопостоянным и будет проходить по другим правилам. То же самое и для сдвига вправо.

unsigned int ua = 12;
signed int sa   = -11;
printf("ua = %d, ua >> 2 = %d\n", ua, ua >> 2);
printf("sa = %d, sa >> 2 = %d\n", sa, sa >> 2);
printf("(unsigned) sa = %u, sa >> 2 = %u\n", sa, sa >> 2);
printf("sa = %d, ((unsigned) sa) >> 2 = %d", sa, ((unsigned) sa) >> 2);

В данном случае при первом сдвиге всё работает, как и задумано, потому что число без знака. Во втором случае компилятор VSE2013 оставляет знак. Однако если посмотреть на представление этого числа, как беззнакового, сдвиг происходит по другим правилам, с сохранением самого левого бита. В последней строчке, если привести число со знаком к числу без знака, то произойдёт обычный сдвиг, и мы получим в результате положительное число.

Побитовые операторы и операторы сдвига не изменяют значения числа, возвращая новое. Они также как и арифметические операторы, могут входить в состав сложного присваивания

int a = 10;
int b = 1;
a >>= 3;
a ^= (b << 3);

и т.д.

Примеры

1. Напишем функции, которые позволяют определять и изменять определённый бит числа

Для того, чтобы узнать, какой бит (1 или 0) стоит на позиции n, воспользуемся логическим умножением.

Пусть имеется число 9

00001001

Нужно узнать, выставлен ли бит на позиции 3 (начиная с нуля). Для этого умножим его на число, у которого все биты равны нулю, кроме третьего:

00001001 & 00001000 = 00001000

Теперь узнаем значение бита в позиции 6

00001001 & 01000000 = 00000000

Таким образом, если мы получаем ответ, равный нулю, то на искомой позиции находится ноль, иначе единица. Чтобы получить число, состоящее из нулей с одним битом на нужной позиции, сдвинем 1 на нужное число бит влево.

#include <stdio.h>
#include <conio.h>
#include <limits.h>

int checkbit(const int value, const int position) {
	int result;
	if ((value & (1 << position)) == 0) {
		result = 0;
	} else {
		result = 1;
	}
	return result;
}

void main() {
	int a = 3;
	size_t len = sizeof(int) * CHAR_BIT;
	size_t i;

	for (i = 0; i < len; i++) {
		printf("%d", checkbit(a, i));
	}

	_getch();
}

Заметьте, что в функции условие записано так

(value & (1 << position)) == 0

Потому что без скобок сначала будет вычислено равенство нулю и только потом выполнено умножение.

value & (1 << position) == 0

Функцию можно упростить

int checkbit(const int value, const int position) {
	return ((value & (1 << position)) != 0);
}

Функция, которая выставляет бит на n-й позиции в единицу.

Известно, что логическое сложение любого бита с 1 будет равно 1. Так что для установки n-го бита нужно логически сложить число с таким, у которого все биты, кроме нужного, равны нулю. Как получить такое число, уже рассмотрено.

int setbit(const int value, const int position) {
	return (value | (1 << position));
}

Функция, которая устанавливает бит на n-й позиции в ноль.

Для этого нужно, чтобы все биты числа, кроме n-го, не изменились. Умножим число на такое, у которого все биты равны единице, кроме бита под номером n. Например

0001011 & 1110111 = 0000011

Чтобы получить такую маску, сначала создадим число с нулями и одной единицей, а потом инвертируем его.

int unsetbit(const int value, const int position) {
	return (value & ~(1 << position));
}

Функция, изменющая значение n-го бита на противоположное.

Для этого воспользуемся функцией исключающего или: применим операцию XOR к числу, которое состоит из одних нулей и одной единицы на месте нужного бита.

int switchbit(const int value, const int position) {
	return (value ^ (1 << position));
}

Проверка

#include <stdio.h>
#include <conio.h>
#include <limits.h>

int checkbit(const int value, const int position) {
	return ((value & (1 << position)) != 0);
}

int setbit(const int value, const int position) {
	return (value | (1 << position));
}

int unsetbit(const int value, const int position) {
	return (value & ~(1 << position));
}

int switchbit(const int value, const int position) {
	return (value ^ (1 << position));
}

void printbits(int n) {
	//CHAR_BIT опеределён в библиотеке limits.h
	//и хранит число бит в байте для данной платформы
	size_t len = sizeof(int)* CHAR_BIT;
	size_t i;
	for (i = 0; i < len; i++) {
		printf("%d", checkbit(n, i));
	}
	printf("\n");
}

void main() {
	int a = 3;
	size_t len = sizeof(int) * CHAR_BIT;
	size_t i;

	printbits(a);
	a = setbit(a, 5);
	printbits(a);
	a = unsetbit(a, 5);
	printbits(a);
	a = switchbit(a, 11);
	printbits(a);
	a = switchbit(a, 11);
	printbits(a);

	_getch();
}
Q&A

Всё ещё не понятно? – пиши вопросы на ящик email

Хотите помочь? - отключите AdBlock и посмотрите рекламу
Указатели на функции