Двоичное дерево поиска

Теги: Двоичное дерево поиска. БДП. Итреативные алгоритмы работы с двоичным деревом поиска.



Двоичное дерево поиска. Итеративная реализация.

Двоичные деревья – это структуры данных, состоящие из узлов, которые хранят значение, а также ссылку на свою левую и правую ветвь. Каждая ветвь, в свою очередь, является деревом. Узел, который находится в самой вершине дерева принято называть корнем (root), узлы, находящиеся в самом низу дерева и не имеющие потомков называют листьями (leaves). Ветви узла называют потомками (descendants). По отношению к своим потомкам узел является родителем (parent) или предком (ancestor). Также, развивая аналогию, имеются сестринские узлы (siblings – родные братья или сёстры) – узлы с общим родителем. Аналогично, у узла могут быть дяди (uncle nodes) и дедушки и бабушки (grandparent nodes). Такие названия помогают понимать различные алгоритмы.

Двоичное дерево. На этом рисунке узел 10 корень, 7 и 12 его наследники. 6, 9, 11, 14 - листья. 7 и 12, также как и 6 и 9 являются сестринскими узлами, 10 - это дедушка узла 6, а 12 - дядя узла 6 и узла 9

Двоичные деревья одна из самых простых структур (по сравнению, например, с другими деревьями). Они обычно реализуют самый базовый и самый естественный способ классификации элементов – делят их по определённому признаку, размещая одну группу в левом поддереве, а другую группу в правом. В поддеревьях рекурсивно поддерживается такой же порядок, за счёт чего узлы дерева упорядочиваются.

Двоичное дерево поиска (далее ДДП) – это несбалансированное двоичное дерево, в котором элементы БОЛЬШЕ корневого размещаются справа, а элементы, которые МЕНЬШЕ размещаются слева.

Такое размещение – слева меньше, справа больше – не обязательно, можно располагать элементы, которые меньше, справа. Отношение БОЛЬШЕ и МЕНЬШЕ – это не обязательно естественная сортировка по величине, это некоторая бинарная операция, которая позволяет разбить элементы на две группы.

Для реализации бинарного дерева поиска будем использовать структуру Node, которая содержит значение, ссылку на правое и левое поддерево, а также ссылку на родителя. Ссылка на родительский узел, в принципе, не является обязательной, однако сильно упрощает и ускоряет все алгоритмы. Далее, ради тренировки, мы ещё рассмотрим реализацию без ссылки на родителя.

ЗАМЕЧАНИЕ: мы рассматриваем случай, когда в дереве все значения разные и не равны NULL. Деревья с повторяющимися узлами рассмотрим позднее.

Обычно в качестве типа данных мы используем void* и далее передаём функции сравнения через указатели. В этот раз будем использовать пользовательский тип и макросы.

typedef int T;

#define CMP_EQ(a, b) ((a) == (b))
#define CMP_LT(a, b) ((a) < (b))
#define CMP_GT(a, b) ((a) > (b))

typedef struct Node {
	T data;
	struct Node *left;
	struct Node *right;
	struct Node *parent;
} Node;

Сначала, как обычно, напишем функцию, которая создаёт новый узел. Она принимает в качестве аргументов значение и указатель на своего родителя. Корневой элемент не имеет родителя, значение указателя parent равно NULL.

Node* getFreeNode(T value, Node *parent) {
	Node* tmp = (Node*) malloc(sizeof(Node));
	tmp->left = tmp->right = NULL;
	tmp->data = value;
	tmp->parent = parent;
	return tmp;
}

Разберёмся со вставкой. Возможны следующие ситуации

  • 1) Дерево пустое. В этом случае новый узел становится корнем ДДП.
  • 2) Новое значение меньше корневого. В этом случае значение должно быть вставлено слева. Если слева уже стоит элемент, то повторяем эту же операцию, только в качестве корневого узла рассматриваем левый узел. Если слева нет элемента, то добавляем новый узел.
  • 3) Новое значение больше корневого. В этом случае новое значение должно быть вставлено справа. Если справа уже стоит элемент, то повторяем операцию, только в качестве корневого рассматриваем правый узел. Если справа узла нет, то вставляем новый узел.

Пусть нам необходимо поместить в ДДП следующие значения

10 7 9 12 6 14 11 3 4

Первое значение становится корнем.

Дерево с одним узлом. Равных NULL потомков не рисуем

Второе значение меньше десяти, так что оно помещается слева.

Если значение меньше, то помещаем его слева

Число 9 меньше 10, так что узел должен располагаться слева, но слева уже стоит значение. 9 больше 7, так что новый узел становится правым потомком семи.

Двоичное дерево поиска после добавления узлов 10, 7, 9

Число 12 помещается справа от 10.

10, 7, 9, 12

6 меньше 10 и меньше 7...

10, 7, 9, 12, 6

Добавляем оставшиеся узлы 14, 3, 4, 11

Добавили последовательно 10, 7, 9, 12, 6, 14, 3, 11, 4

Функция, добавляющая узел в дерево

Два узла. Первый – вспомогательная переменная, чтобы уменьшить писанину, второй – тот узел, который будем вставлять.

Node *tmp = NULL;
Node *ins = NULL;

Проверяем, если дерево пустое, то вставляем корень

if (*head == NULL) {
	*head = getFreeNode(value, NULL);
	return;
}

Проходим по дереву и ищем место для вставки

tmp = *head;

Пока не дошли до пустого узла

while (tmp) {

Если значение больше, чем значение текущего узла

	if (CMP_GT(value, tmp->data)) {

Если при этом правый узел не пустой, то за корень теперь считаем правую ветвь и начинаем цикл сначала

		if (tmp->right) {
			tmp = tmp->right;
			continue;

Если правой ветви нет, то вставляем узел справа

		} else {
			tmp->right = getFreeNode(value, tmp);
			return;
		}

Также обрабатываем левую ветвь

	} else if (CMP_LT(value, tmp->data)) {
		if (tmp->left) {
			tmp = tmp->left;
			continue;
		} else {
			tmp->left = getFreeNode(value, tmp);
			return;
		}
	} else {
		exit(2);
	}
}

Весь код

void insert(Node **head, int value) {
	Node *tmp = NULL;
	Node *ins = NULL;
	if (*head == NULL) {
		*head = getFreeNode(value, NULL);
		return;
	}
	
	tmp = *head;
	while (tmp) {
		if (CMP_GT(value, tmp->data)) {
			if (tmp->right) {
				tmp = tmp->right;
				continue;
			} else {
				tmp->right = getFreeNode(value, tmp);
				return;
			}
		} else if (CMP_LT(value, tmp->data)) {
			if (tmp->left) {
				tmp = tmp->left;
				continue;
			} else {
				tmp->left = getFreeNode(value, tmp);
				return;
			}
		} else {
			exit(2);
		}
	}
}

Рассмотрим результат вставки узлов в дерево. Очевидно, что структура дерева будет зависеть от порядка вставки элементов. Иными словами, форма дерева зависит от порядка вставки элементов.

Если элементы не упорядочены и их значения распределены равномерно, то дерево будет достаточно сбалансированным, то есть путь от вершины до всех листьев будет одинаковый. В таком случае максимальное время доступа до листа равно log(n), где n – это число узлов, то есть равно высоте дерева.

Но это только в самом благоприятном случае. Если же элементы упорядочены, то дерево не будет сбалансировано и растянется в одну сторону, как список; тогда время доступа до последнего узла будет порядка n. Это слабая сторона ДДП, из-за чего применение этой структуры ограничено.

Дерево, которое получили вставкой чередующихся возрастающей и убывающей последовательностей (слева) и полученное при вставке упорядоченной последовательности (справа)

Для решения этой проблемы можно производить балансировку дерева, или использовать структуры, которые автоматически проводят самобалансировку во время вставки и удаления.

Поиск в дереве

Известно, что слева от узла располагается элемент, который меньше чем текущий узел. Из чего следует, что если у узла нет левого наследника, то он является минимумом в дереве. Таким образом, можно найти минимальный элемент дерева

Node* getMinNode(Node *root) {
	while (root->left) {
		root = root->left;
	}
	return root;
}

Аналогично, можно найти максимальный элемент

Node* getMaxNode(Node *root) {
	while (root->right) {
		root = root->right;
	}
	return root;
}

Опять же, если дерево хорошо сбалансировано, то поиск минимума и максимума будет иметь сложность порядка log(n), а в случае плохой балансировки стремится к n.

Поиск нужного узла по значению похож на алгоритм бинарного поиска в отсортированном массиве. Если значения больше узла, то продолжаем поиск в правом поддереве, если меньше, то продолжаем в левом. Если узлов уже нет, то элемент не содержится в дереве.

Node *getNodeByValue(Node *root, T value) {
	while (root) {
		if (CMP_GT(root->data, value)) {
			root = root->left;
			continue;
		} else if (CMP_LT(root->data, value)) {
			root = root->right;
			continue;
		} else {
			return root;
		}
	}
	return NULL;
}

Удаление узла

Существует три возможных ситуации.

  • 1) У узла нет наследников (удаляем лист). Тогда он просто удаляется, а его родитель обнуляет указатель на него.
    Удаляем лист
    Просто исключаем его из дерева
  • 2) У узла один наследник. В этом случае узел подменяется своим наследником.
  • У узла 6 один наследник
    Копируем на его место единственного наследника
  • 3) У узла оба наследника. В этом случае узел не удаляем, а заменяем его значение на максимум левого поддерева. После этого удаляем максимум левого поддерева. (Напомню, что мы условились, что слева элементы меньше корневого).
    У узла 7 два наследника. Находим максимум его левого поддерева (это 6)
    Узел не удаляем, а копируем на его место значение максимума левого поддерева и удаляем этот узел

Максимум левого поддерева имеет не более одного наследника, так что он удаляется просто. Известно, что все значения слева от корня меньше корня. Соответственно, максимум левого поддерева будет, с одной стороны, больше всех элементов левого поддерева, с другой стороны меньше всех значений правого поддерева.

Наша функция будет принимать в качестве аргумента узел, который необходимо удалить.

if (target->left && target->right) {
	//Оба наследника есть
} else if (target->left) {
	//Есть только левый наследник
} else if (target->right) {
	//Есть только правый наследник
} else {
	//Нет наследников
}
free(target);

Если нет наследников, то нужно узнать, каким поддеревом относительно родителя является узел

if (target == target->parent->left) {
	target->parent->left = NULL;
} else {
	target->parent->right = NULL;
}

Если есть только правый или только левый наследник, подменяем наследником удаляемый узел. Перед этим нужно узнать, правым или левым наследником является удаляемый узел.

if (target == target->parent->left) {
	target->parent->left = target->left;
} else {
	target->parent->right = target->left;
}

или

if (target == target->parent->right) {
	target->parent->right = target->right;
} else {
	target->parent->left = target->right;
}

Если оба наследника, то сначала находим максимум левого поддерева

Node *localMax = findMaxNode(target->left);

Затем подменяем значение удаляемого узла на него

target->data = localMax->data;

После чего удаляем этот узел

removeNodeByPtr(localMax);
return;
Здесь мы использовали рекурсию, хотя я обещал этого не делать. Вызов будет всего один, так как известно, что максимум не содержит обоих наследников и является правым наследником своего родителя. Если хотите заменить вызов функции, то придётся скопировать оставшийся код.

Весь код

void removeNodeByPtr(Node *target) {
	if (target->left && target->right) {
		Node *localMax = findMaxNode(target->left);
		target->data = localMax->data;
		removeNodeByPtr(localMax);
		return;
	} else if (target->left) {
		if (target == target->parent->left) {
			target->parent->left = target->left;
		} else {
			target->parent->right = target->left;
		}
	} else if (target->right) {
		if (target == target->parent->right) {
			target->parent->right = target->right;
		} else {
			target->parent->left = target->right;
		}
	} else {
		if (target == target->parent->left) {
			target->parent->left = NULL;
		} else {
			target->parent->right = NULL;
		}
	}
	free(target);
}

Упростим работу и сделаем обёртку вокруг функции, чтобы она удаляла узел по значению

void deleteValue(Node *root, T value) {
	Node *target = getNodeByValue(root, value);
	removeNodeByPtr(target);
}

Для проверки можно ввести функцию печати дерева. Так как мы ещё не научились обходить деревья, вывод осавляет желать лучшего.

void printTree(Node *root, const char *dir, int level) {
	if (root) {
		printf("lvl %d %s = %d\n", level, dir, root->data);
		printTree(root->left, "left", level+1);
		printTree(root->right, "right", level+1);
	}
}

Проверка

void main() {
	Node *root = NULL;
	insert(&root, 10);
	insert(&root, 12);
	insert(&root, 8);
	insert(&root, 9);
	insert(&root, 7);
	insert(&root, 3);
	insert(&root, 4);
	printTree(root, "root", 0);
	printf("max = %d\n", findMaxNode(root)->data);
	printf("min = %d\n", findMinNode(root)->data);
	deleteValue(root, 4);
	printf("parent of 7 is %d\n", getNodeByValue(root, 7)->parent->data);
	printTree(root, "root", 0);
	deleteValue(root, 8);
	printTree(root, "root", 0);
	printf("------------------\n");
	deleteValue(root, 10);
	printTree(root, "root", 0);

	getch();
}
Q&A

Всё ещё не понятно? – пиши вопросы на ящик email

Хотите помочь? - отключите AdBlock и посмотрите рекламу
Кольцевой двусвязный список